До конца X века на территории Киевской Руси случалось не так уж много эпидемий по сравнению с Европой. Самый первый мор на Руси зафиксирован в 1092 году в городе Полоцк. В результате неизвестного тяжёлого заболевания умерло около 7 тыс. человек. Чаще всего болезни проникали вместе с заморскими товарами и иностранными купцами. Поэтому очагами эпидемий становились пограничные города, в которых активно велась импортная торговля.
Мрачные столетия на страницах летописей
События тех веков по обыкновению фиксировали в летописных сводах. Больше всего информации об эпидемиях прошлых столетий можно найти в Новгородской, Псковской, Тверской и Московской летописях. Уже в XII веке наблюдались локальные вспышки нескольких неизвестных болезней. Но с конца XIII до середины XV века эпидемии были особенно частыми. После вспышки в 1278 году Псковская летопись фиксирует мор в среднем раз в 15 лет. В Новгородской летописи чума фиксируется каждые 17 лет.
Новгород и Псков чаще других городов подвергались напастям из-за постоянных торговых связей с Западом. А согласно Псковскому летописному своду, одна из эпидемий, свирепствовавших в 1351-1353 гг., пришла из Индии. В 1364 году опустошающий мор настиг Москву, Владимир, Тверь и другие города через Нижний Новгород. Продолжительность эпидемий тех времён не может точно установить даже современная наука. Поскольку сохранились лишь отрывочные сведения.
Какие эпидемии вспыхивали в царской России (чума, холера, оспа)
В 1654 году Российское государство поразила страшная чума. Переносчиками болезни были блохи и крысы. Вполне возможно, что чума пришла в Россию из Персии через Астрахань или через Украину и Крымское ханство. Эпидемия в столице была взята под контроль к январю 1655 года, но в других городах она не прекращалась до 1660-х годов. Болезнь забрала жизни более 700 000 человек.
Во время правления Екатерины II в Москве разразилась новая вспышка болезни. В 1771 году архиепископ Амвросий отказался выставлять икону Богоматери Боголюбовской на всеобщее обозрение. Он опасался, что чрезмерное скопление людей приведёт к дальнейшему распространению напасти. Его поступок возмутил народ и вызвал «чумной бунт». Для его подавления в Москву направился Григорий Орлов. Вспышка чумы заставила правительство задуматься о более эффективных мерах. К сентябрю 1771 года ситуация была взята под контроль.
Холера
В 1830 году во время русско-турецкой войны в Российскую империю проникла новая болезнь — холера. Во время первой вспышки ни население, ни власти не были готовы к её последствиям. Болезнь принимали за уже известную чуму, но осенью 1830 года был создан «Центральный комитет по искоренению холеры». Превентивные меры в условиях эпидемии, такие как больницы, карантины и блокпосты, остались неизменными.
К 1831 году эпидемия достигла столицы. В Петербурге стали говорить, что холера — это мистификация, созданная иностранцами, чтобы разорить русский народ. В то время, как в XIX веке карантин был основным средством борьбы с холерой. Позже к этому добавилась дезинфекция воды и воздуха, зданий и одежды. Со временем болезнь стала считаться обычным явлением и становилась предметом злых анекдотов.
Известная всему миру ещё с древних времён оспа проникала на территорию России в XVIII и XX веках. Среди инфицированных практически 40% умирали. В то время как остальные оставались со шрамами от многочисленных язв или могли вообще потерять зрение. Болезнь затронула и членов царствующей династии: в 1730 году пятнадцатилетний Пётр II внезапно умер от оспы. В 1768 году Екатерина II тайно сделала себе прививку от оспы. И когда опасный эксперимент оказался успешным, приказала сделать прививку и своему наследнику Павлу Петровичу, а затем и всем остальным.
Затем, в 1959 году оспа вновь дала о себе знать. Известный советский художник Алексей Кокорекин заразился в Индии болезнью, о которой забыли с екатерининских времён. Перед смертью художник заразил несколько десятков человек — трое из них погибли. Инфекция была настолько вирулентной, что атаковала людей, которые просто проходили мимо палаты Кокорекина. К счастью, советским врачам удалось предотвратить дальнейшее распространение эпидемии путём вакцинации.
Чем были страшны эпидемии в старину
Всегда бок о бок с эпидемиями шли голод и падеж скота. Голод ослаблял иммунную систему людей, которые не могли уже обрабатывать землю. Ситуация усугублялась спекулянтами, которые поднимали цены на зерно.
В самые трудные годы неоднократно фиксировались случаи каннибализма. А в периоды наибольших вспышек смертность была настолько высокой, что целые семьи приходилось хоронить в одном гробу или в огромных братских могилах. В обострённые моменты эпидемий в городе ежедневно умирало более ста человек, а единственным средством было проведение массовых молитв среди населения и строительство новых церквей. Иногда это усугубляло эпидемию.
Специалисты объясняют, что в средневековом мировоззрении природа не могла рассматриваться как самостоятельная реальность, а все происходящее в жизни воспринималось как результат воли Бога. Многие люди восприняли возникшую ситуацию как призыв к духовной ответственности и отказу от земного мира.
Из записей становится явным, что передача имущества Церкви становилась массовым явлением, часто связанным не со смертью владельца, а с его решением стать монахом. Вместо того, чтобы искать лекарства от болезни, облегчать страдания инфицированного, людей изолировали от остального населения и просто ждали, пока мор отступит или возьмёт верх. Только к XIX веку с массовыми инфекциями научились бороться. Но пандемии часто оказывались более коварными и никого не щадили.
Как проходил первый карантин и чем отличался от современного
Древние киевляне понимали, что основным путём передачи болезней является человек, поэтому заражённые территории закрывали на карантин. Кстати, из таких ограниченных мест люди также искали выход. Когда мор распространялся по городу, жители уходили в леса, бросали свои дома, оставляли вещи и запасы еды, и не возвращались, пока эпидемия не проходила. Болезнь считалась ушедшей, когда умирал последний больной. Не зная об особенностях возбудителей, люди возвращались в города, и часто эпидемии вспыхивали с новой силой.
Одним из факторов повторных заболеваний было то, что умерших от инфекции людей часто хоронили на церковных кладбищах. Полагая, что местность проклята, иногда люди сжигали целые поселения.
Несмотря ни на что наши предки имели правильное представление о гигиене еще с незапамятных времён. Древние славяне давно поняли взаимосвязь между здоровьем и поддержанием личной, пищевой и общественной чистоты.
Культ «омовения» у русичей: как баня спасала от напастей
Архивные и летописные записи свидетельствуют о повальном культе «омовения» у жителей Киевской Руси. Нестор Летописец упоминает о распространённой практике жителей древнего Киева обливаться холодной водой для закаливания.
В отличие от своих западных соседей, русичи уделяли особое внимание гигиене. Когда Средневековая Европа боролась со вшами и антисанитарией, жители Киевской Руси возводили в культ банное дело. Из летописных упоминаний ясно, что баня занимала особое место в жизни Руси. Например, в договоре с Византией от 907 года говорится, что побеждённая Византия обязана была разрешить купцам Киевской Руси пользоваться банями Константинополя.
Часто во время первых эпидемий лекари предписывали парную баню как надёжное средство в борьбе с болезнями. Конечно, чаще всего водные процедуры давали минимальный результат, но, возможно, именно культ «омовения» и традиция закаливания снижала вероятность повальных эпидемий на Руси.