Концепт плавучего стартового стола для многоразовой космической системы SpaceX Starship с первой ступенью Super Heavy / ©SpaceX / Автор: Euclio Drusus
Как сообщил портал SpaceNews, информацию о будущем плавучих космодромов частично узнали фанаты компании, следящие за ее деятельностью, и частично данные предоставила вице-президент SpaceX Гвин Шотвелл (Gwynne Shotwell).
Обе полупогружные платформы проданы, дальнейшая их судьба пока не известна. Официальная причина, по которой компания избавилась от массивного оборудования, — использовать их в качестве космодромов не получится. По крайней мере в том виде, в каком инженеры SpaceX это себе представляют. Сейчас, как отметила вице-президент, важно сфокусироваться на том, чтобы Starship, для которого и планировались плавучие космодромы, начал летать с имеющихся площадок.
Пользователи интернет-форума NASASpaceFlight обнаружили в открытой документации порта Паскагула (штат Миссисипи) упоминание сроков пребывания обеих платформ. Одна должна отбыть 20 февраля, вторая — 12 марта. Предположительно, их пустят на металлолом, но перспективы для каждой могут различаться — за транспортировку отвечают разные компании.
Напомним, в июле 2020 года SpaceX (точнее, ее «дочка» Lone Star Mineral Development LLC) купила две полупогружные нефтяные буровые платформы ENSCO 8500 и 8501 у близкой к банкротству сервисной компании Valaris plc. В честь естественных спутников Марса их назвали «Фобос» и «Деймос», а к началу 2021 года отбуксировали в порты Галвестон и Браунсвилл соответственно. Затем стартовали работы по снятию бурового оборудования и всех ненужных плавучему космодрому конструкций с палубы.
Первоначально планировалось, что либо «Фобос», либо «Деймос» сможет частично функционировать в качестве космодрома уже к концу 2021-го. Этого не произошло, судя по всему, на фоне различных инженерных и бюрократических сложностей с испытаниями корабля Starship. В феврале 2022-го Маск говорил, что в течение года на одну из платформ установят башню обслуживания, аналогичную той, что строилась на площадке SpaceX в Бока-Чика, Техас. Тем не менее и этого не случилось.
По словам Шотвелл, от идеи запускать Starship с морских космодромов компания не отказывается. Стартовых площадок для этой многоразовой космической системы в перспективе потребуется так много, что существующих наземных просто не хватит. Но когда SpaceX займется их созданием — не уточняется. Насколько можно судить, в процессе разработки Starship и стартовой инфраструктуры для него концепция частично поменялись, и возможностей полупогружных буровых платформ ENSCO 8500 и 8501 просто не хватит.
Нельзя сказать, что SpaceX совсем ничего не получила от этой сделки. Как минимум буровые лебедки от платформ компания «пристроила» на башни обслуживания Starship в Бока-Чика и Космическом центре имени Кеннеди. Такое оборудование, даже бывшее в употреблении, стоит много сотен тысяч долларов. Что еще из инвентаря буровых вышек находчивые инженеры компании приспособили под свои задачи — сторонние наблюдатели пока не заметили.