Олени составляли значительную часть рациона неандертальцев / ©Baamboozle Inc. / Автор: Visellia Orfius
Археологический участок Комб-Греналь на юго-западе Франции относится к среднему палеолиту. Находки из нескольких десятков слоев позволили установить, что неандертальцы жили там многие тысячелетия — примерно с 150 до 45 тысяч лет назад.
В Комб-Греналь археологи в разное время нашли не только останки самих неандертальцев, но и множество каменных орудий, позволяющих проследить эволюцию их изготовления. Кроме того, из слоев подняли много остатков (зубы и кости) животных — видимо, тех, на которых охотились обитатели Комб-Греналя.
По современным представлениям, наши близкие родственники питались в основном крупными травоядными. А тех, в свою очередь, можно условно разделить на две группы: живших на открытой местности (степь/тундра) и предпочитавших леса. К первой палеозоологи относят степных зубров и туров (Bison priscus и Bos primigenius) и северного оленя (Rangifer tarandus), а ко второй — благородного оленя (Cervus elaphus).
За то время, которое неандертальцы жили в Комб-Гренале, климат успел поменяться неоднократно: потепления сменялись похолоданиям и наоборот. Ученые предполагали, что жизнь в столь непростых условиях вынуждала неандертальцев приспосабливаться, в том числе в вопросах охоты. Ведь если теплеет и вокруг начинают расти леса, то охотиться надо немного иначе, чем в тундре, где на много километров видно не только оленя, но и охотника.
Научная группа под руководством Эмили Берлиоз (Emilie Berlioz) из Университета Тулузы (Франция) изучила зубы травоядных, найденные в Комб-Гренале и относящиеся к самым разным периодам. Ученые хотели выяснить, повлияли ли изменения климата на охотничьи стратегии неандертальцев. Соответствующая работа опубликована в журнале PLOS One.
Авторы изучили почти 400 образцов зубов животных — жертв охоты, включая степных зубров, туров, благородных и северных оленей. Они обратили внимание на износ их зубов, чтобы определить рацион особей. В результате оказалось, что животные питались преимущественно растениями, произрастающими в открытой, похожей на тундру среде.
Причем это касается даже благородного оленя: согласно выводам авторов статьи, эти травоядные в последние дни своей жизни питались растениями, произрастающими на открытом пространстве. Эти данные противоречат традиционным представлениям о питании благородного оленя, и палеозоологам только предстоит выяснить, почему он решил изменить среду обитания.
Такая картина сохранялась на протяжении многих тысячелетий, зафиксированных в Комб-Греналь. Все упомянутые травоядные предпочитали жить и, соответственно, питаться на открытой местности даже во времена значительных колебаний климата. И это сильно упрощало жизнь неандертальцам. Древние люди, жившие много тысячелетий на одном месте, не меняли охотничьих привычек — ведь не менялись и привычки дичи.
Выводы группы Берлиоз ставят перед учеными очень интересный вопрос. Дело в том, что традиционно эволюцию каменных орудий связывают именно с изменениями охотничьих стратегий, которые, по мнению предыдущих исследователей, обязательно должны были происходить в результате климатических колебаний.
Но в Комб-Гренале эволюция каменных орудий прослеживается однозначно: благо, их на сегодня нашли уже более 140 тысяч. А вот охота, получается, оставалась неизменной. Значит, улучшение и разнообразие орудий никак не связаны с необходимостью добывать пропитание в изменившихся условиях.
Сейчас невозможно сказать, уникальна ли такая ситуация для Комб-Греналя. Для этого нужны похожие работы на материале других неандертальских стоянок. Но сам факт, что родственники и соперники Homo sapiens совершенствовали свою орудийную деятельность не из-за проблем с продовольствием, а по каким-то другим причинам, очень важен. Возможно, это произошло как раз потому, что кому-то не сиделось в Африке.