Ритуальное окрашивание волос при погребении в представлении художника / ©Oriol Garcia i Quera, ASOME-Universitat Autònoma de Barcelona / Автор: Ptolemocratia Acerronius
Момент начала колонизации Балеарских островов (Испания) — сложный вопрос. Точно известно, что два больших острова (Майорка и Менорка) были постоянно заселены только со второй половины III тысячелетия до нашей эры, в период позднего медного — раннего бронзового века.
К началу II тысячелетия до нашей эры там сложилась талайотская археологическая культура. Ее носители строили талайоты (отсюда и название) — мегалиты бронзового века, функции которых до сих пор не ясны ученым. Некоторые считают, что это культовые сооружение, другие — что оборонительные.
Но только на одном острове — на Менорке — встречается особый тип мегалитических сооружений. Это наветы, гробницы, по форме напоминающие перевернутые лодки. Иногда наветы строили вокруг естественной пещеры, которая таким образом становилась погребальной камерой.
Одна из таких гробниц — пещера Эс-Карриткс (Es Càrritx), обнаруженная в нетронутом виде спелеологами в 1995 году. Первые следы пребывания человека в этой пещере появляются 3600 лет назад. Судя по находкам, там проводили какие-то ритуалы, но сперва никого не хоронили.
Пещера стала гробницей через 200-250 лет. С этой целью люди использовали Эс-Карриткс примерно до 800 года до нашей эры. Погребальное пространство вмещало тела 210 человек. В последние 300 лет использования гробницы умерших хоронили с соблюдением довольно необычного ритуала. Уже мертвому человеку окрашивали прядь волос каким-либо растительным красителем, потом отрезали ее максимально близко к коже и помещали в деревянную коробочку. Коробочку иногда украшали резьбой и оставляли рядом с телом.
Хотя пещеру считали довольно хорошо изученной, недавно археологи наткнулись в гробнице на потайную камеру. Это рукотворное углубление в самой дальней части пещеры, перекрытое сверху каменной плитой. В тайнике исследователи обнаружили несколько деревянных коробочек с окрашенными прядями волос, а также ряд деревянных и бронзовых изделий, которые могли быть частью погребального инвентаря.
Ученые под руководством Элизы Герра-Досе (Elisa Guerra-Doce) из Вальядолидского университета (Испания) исследовали найденные человеческие волосы с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии высокого разрешения. Результаты их работы опубликованы в журнале Scientific Reports.
Авторы исследования обнаружили во всех образцах волос скополамин, эфедрин и атропин. Это алкалоиды растительного происхождения. Атропин и скополамин содержатся в растениях семейства пасленовых и могут вызывать бред, галлюцинации и измененное сенсорное восприятие. Эфедрин — стимулятор, который получают из некоторых видов кустарников и сосен. Он может вызывать возбуждение, повышать бдительность и физическую активность.
Исследователи предполагают, что присутствие этих алкалоидов могло быть связано с употреблением некоторых растений, таких как мандрагора лекарственная (Mandragora autumnalis), белена белая (Hyoscyamus albus) или дурман обыкновенный (Datura stramonium), а также хвойник хрупкий (Ephedra fragilis).
Эти находки — первое прямое свидетельство употребления наркотиков в доисторической Европе. Все предыдущие предположения о подобных практиках основывались на косвенных доказательствах, таких как следы опия на сосудах бронзового века, находки остатков наркотических растений в ритуальных контекстах или в наскальной живописи.
Судя по длине волос, их хозяева употребляли указанные наркотики постоянно, на протяжении как минимум года до смерти, а то и значительно дольше. Авторы работы предполагают, что галлюциногены применяли как часть ритуальной деятельности, а люди, чьи волосы они исследовали, были жрецами — то есть употребляли по служебной необходимости.
Это, по мнению ученых, объясняет тот факт, что лишь несколько контейнеров с волосами были взяты со своего привычного места (рядом с телом хозяина) и спрятаны в тайнике. Возможно, они принадлежали каким-то особым людям — знаменитым жрецам или правителям.
Около 800 года до нашей эры жизнь населения Балеарских островов довольно круто изменилась. Археологи отмечают демографический рост, а также проникновения на острова носителей других культур — например, финикийцев.
Авторы работы предполагают, что в такой ситуации некоторые люди, не желающие отказываться от древних традиций, спрятали коллекцию ритуальных предметов, принадлежавших определенным членам общины, в надежде, что в будущем удастся восстановить прежний социальный порядок. И лучшее место для обеспечения сохранности коллекции нашлось в глубине захоронения предков.