Представление европейцев о коренных жителях долины Ла-Платы. Иллюстрация из «Журнала путешествия в Южную Америку (1598-1601)» Хендрика Оттсена / ©wikipedia.org / Автор: Наталья Федосеева
Международная группа исследователей под руководством Джона Линдо из Университета Эмори (США) проанализировала геном двух древних представителей народа, который до прихода европейцев жил в Уругвае. Соответствующая работа опубликована в журнале PNAS Nexus.
Ученые взяли образцы ДНК мужчины, который жил примерно 800 лет назад, и женщины, жившей полторы тысячи лет назад — то есть задолго до прихода европейцев. Кости, откуда получили ДНК, были найдены во время археологических раскопок на востоке Уругвая.
Анализ показал, что коренные жители тех мест, относящихся сегодня к территории Уругвая, имели необычную гаплогруппу, которую ранее не обнаруживали в Южной Америке. Вообще, некогда существовавшая гипотеза о единой расе коренных жителей Северной и Южной Америки довольно давно признана неверной. И новое открытие лишь подтверждает, что никакого генетического монолита не существовало. Напротив, происхождение местного доколумбового населения было достаточно разнообразным.
Хотя гаплогруппа уругвайских индейцев не имеет полной тождественности с другими известными, оба образца ДНК показали родственную связь их носителей с древними людьми, населявшими территорию современной Панамы — сухопутного моста, соединяющего Северную и Южную Америку. А отдельные особенности генома оказались сходны с ДНК людей, населявших восточную часть Бразилии. При этом никаких совпадений с ДНК жителей Амазонии ученые не выявляли.
Все это подтверждает предложенную некоторыми археологами гипотезу о как минимум двух раздельных миграциях в Южную Америку, одна из которых дала начало популяциям Амазонии, а другая — популяциям восточного побережья континента. Работа Линдо и его соавторов — еще одно генетическое подтверждение такого предположения, которое ранее базировалось только на археологических свидетельствах.
Судя по археологическим находкам, территория современного Уругвая была заселена людьми более десяти тысяч лет назад (возможно, даже ранее). А вот первое знакомство с европейскими колонизаторами случилось в начале XVI века. И прошло оно не в дружественной атмосфере.
В начале 1516 года экспедиция под командованием испанского путешественника и исследователя Хуана Диаса де Солиса достигла берегов Южной Америки в заливе Ла-Плата. Затем Солис с частью команды поднялся на лодке до места слияния рек Параны и Уругвая и высадился на берег. Где был немедленно атакован местными жителями.
В стычке с индейцами чарруа остался в живых лишь один участник этого десанта, которого по непонятной причине не тронули. Он же потом рассказывал, что некоторых погибших испанцев чарруа съели. Никаких доказательств каннибализма — кроме этого, скажем прямо, не очень надежного свидетельства — нет.
Испанцы оказались не готовы к такому упорному сопротивлению и постарались наладить с чарруа мирные отношения. Стычки время от времени случались, но в целом сосуществование было относительно спокойным.
В 1828 году, в результате конфликта между Бразилией (тогда Бразильской империей) и Аргентиной, на карте Южной Америки появилось буферное государство Уругвай, в котором, как это обычно и бывает, начались политические склоки. Правительство страны решило очистить земли от коренного населения — они якобы мешали планам по масштабному разведению скота (для чего предполагались крупные вырубки лесов).
Началась кампания по истреблению чарруа, закончившаяся в 1831 году резней у ручья Сальсипуэдес. Почти всех мужчин племени перебили, женщин и детей отдали в рабство, где они прожили недолго. Четверых чарруа (трех мужчин, среди которых были жрец и вождь, и одну беременную женщину) вывезли во Францию «для изучения». Изучение состояло в демонстрации чарруа почтенной публике в качестве «необычной породы», а потом их вовсе продали в цирк.
Все четверо умерли в течение года. В живых осталась лишь новорожденная девочка — последняя из чарруа.
А именем Хосе Фруктуосо Риверы, который устроил резню у Сальсипуэдеса и получил за это прозвище «победителя индейцев», назван главный проспект Монтевидео, столицы Уругвая.