«Розалинд Франклин», ранее известный как «ЭкзоМарс» — планируемый марсоход, часть международной миссии «ЭкзоМарс» / © ЕКА / Автор: Pinaria Caprarius
Европейское космическое агентство (ЕКА) рассматривает возможность забрать у России свое оборудование для миссии ExoMars 2022, заявил глава ведомства Йозеф Ашбахер на пресс-конференции.
«Большая часть оборудования ExoMars находится в Италии с российскими компонентами. Точно так же у нас есть другое оборудование в России. И нам нужно обсудить план действий. Европе нужно вернуть свои компоненты, а русские хотят вернуть свои», — сказал он. Миссию, судя по всему, в любом случае перенесут как минимум на 2026 год, поскольку раньше запуск провести нельзя (стартовое окно открывается раз в 26 месяцев).
Новым партнером для ЕКА с высокой долей вероятности станет NASA: именно от американского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства ожидают поддержки. «Билл Нельсон (администратор NASA. — Прим. ред.) дал нам четкое указание: NASA хочет помочь Европе в этой ситуации», — добавил Ашбахер.
Что касается отношений с «Роскосмосом», которые поставили на паузу в начале марта из-за спецоперации на Украине, то, вероятно, партнерству придет конец, когда ЕКА договорится с США (это должно проясниться в ближайшие недели). Переговоры с Россией в середине июня, по словам Ашбахера, несмотря на разные слухи, были сосредоточены исключительно на деталях окончания сотрудничества.
Руководитель ЕКА утверждает, что разрыв связей с Москвой не повлияет на европейскую исследовательскую деятельность, ведь 80 процентов их намеченных проектов удалось сохранить. «Большинство наших программ не связано с Россией. Люди забывают, что наши два-три проекта с участием России — лишь несколько из множества», — заявил он в комментарии для Reuters.
В российском космическом ведомстве подтвердили, что обсуждают вариант с взаимным возвратом оборудования. «По представленной ЕКА информации, в июле 2022 года планируется очередное заседание Совета стран — участниц ЕКА, по итогам которого европейской стороной будет принято решение о дальнейшей судьбе проекта», — сообщили в пресс-службе «Роскосмоса».
Цель программы ExoMars — поиск органических молекул или признаков жизни на Марсе. Первый этап реализовали в 2016 году, пуск провели с космодрома Байконур. Успешной эта часть миссии была лишь отчасти: спускаемый модуль «Скиапарелли» разбился при посадке из-за преждевременного отключения тормозных двигателей. Другая составляющая программы — орбитальный зонд Trace Gas Orbiter, весной 2018 года он благополучно приступил к исследованию атмосферы Красной планеты.
Запуск ExoMars 2022 неоднократно переносили, но в последнее время его планировали провести в этом сентябре. Россия обязалась предоставить ракету-носитель «Протон-М», спускаемый аппарат и посадочную платформу «Казачок». В 2023 году, после посадки на Красную планету, автономный шестиколесный ровер «Розалинд Франклин» от ЕКА должен был присоединиться к двум марсоходам, посадочному модулю NASA и китайскому аппарату, уже находящемуся на поверхности Марса. «Казачок», в свою очередь, продолжил бы работу как автоматическая станция.
После приостановки сотрудничества глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что Россия сама реализует миссию либо найдет других партнеров. Однако от «Розалинд Франклин» пришлось бы отказаться, а подготовка запуска затянулась бы на несколько лет. Тем более что вернуть «Казачок», находящийся в Италии, не смогли из-за приостановки авиасообщения с Евросоюзом. В итоге программа может лишиться главных составляющих.
Подробнее об ExoMars можно прочитать на странице совместного проекта Naked Science и «Роскосмоса».